"Английская" спецшкола

В 1930 – 1964 году школа не раз меняла номера и названия (СШ № 6, СШ № 10, женская СШ № 29, средняя общеобразовательная школа № 29). В истории кировского образования этого периода неоднократно отмечается передовой педагогический опыт школы и ее учителей.
Выпускники школы тех лет вписали немало интересных страниц в историю России и Вятского края. Это и ученые, и педагоги, и врачи, и художники, и журналисты, и руководители предприятий и учреждений.
В 1964 году начинается новый период истории школы – она становится средней общеобразовательной школой № 29 с преподаванием ряда предметов на английском языке (с 1987 года – с углубленным изучением английского языка). Это был первый опыт в области по созданию специализированной школы.
Выпускники 60-х – 70-х годов с благодарностью вспоминают уроки истории и географии на английском языке, технического перевода с английского, английскую литературу, традиционные спектакли по произведениям Шекспира, Шоу, Марка Твена, Диккенса, Свифта, Киплинга, которые исполнялись учениками и учителями на языке автора.
В середине 80-х годов ХХ века средняя школа №29 включилась в инновационные процессы, начинавшиеся в советском образовании. С момента своего основания школа была открыта всему новому, не боялась идти по пути эксперимента и опыта, имела тесные и эффективные связи с местным научным сообществом, и «вырастила» уникальные традиции обучения и воспитания, сформировала не одно поколение выпускников, выбравших интеллектуальную и творческую деятельность основой своего профессионального самоопределения.
В 1987 году школа перешла на новый учебный план, разработанный Министерством просвещения РСФСР для школ с углубленным изучением иностранных языков. А в 1989 году включилась в эксперимент, организованный Министерством, по апробации на старшей ступени обучения, так называемого 12-го варианта учебного плана, который предполагал наличие учебных предметов не только обязательных, но и по выбору обучающихся.
С 1988 года учителями была начата разработка авторских учебных программ, учителя школы «болели» педагогикой сотрудничества, изучали и пытались применять опыт педагогов-новаторов, практиковалось проведение нетрадиционных форм уроков: лекций, зачетов, семинаров, интеграционных уроков, конференций. Некоторые учителя использовали в своей работе элементы методики С.Лысенковой, В.Шаталова, Е.Ильина, Ш.Амонашвили.
В форме защиты рефератов проводились итоговые уроки, на которых оппонентами выступали сами учащиеся.
По решению совета и во многом благодаря помощи заведующего РОНО Первомайского района г. Кирова А.П.Лупанова в школу вернулось трудовое обучение – одним из его профилей стал технический перевод с английского языка, что, без сомнения, способствовало углублению специализации нашей школы, расширению умений и навыков учащихся.
Обучающиеся выполняют заказы политехнического института с хорошим отзывом о качестве работы. Важным этапом в становлении этого курса в эксперименте стало проведение квалификационного экзамена по машинописи и основам делопроизводства, который был впервые проведен в 1991 году.
В школе был осуществлен переход на пятидневную рабочую неделю: в первых классах за счет сокращения учебных часов на изучение некоторых предметов, а во 2-3 классах за счет перераспределения часов с 6 на 5 учебных дней. В рамках эксперимента введены 40-минутные уроки во II смене.
В 1989 году команда педагогических работников Первомайского района приняла участие в Сборе-семинаре «Содружество», организованном во Всероссийском пионерском лагере «Орленок» О.С.Газманом и С.Л.Соловейчиком. А в 1990 году – в таком же составе в Подмосковье.
Работа педагогов и учеников на этих сборах дала старт изучению, принятию и освоению педагогическим коллективом школы методики коллективного творческого воспитания И.П. Иванова. Системообразующей деятельностью в воспитательном процессе школы становится коллективная творческая деятельность, начинается организация общешкольных опорных КТД.
В воспитательной работе все больше начинается уход от словесного воспитания к воспитанию коллективному, творческому. Школа работает по опорным комплексным делам, методика осваивается и в первичных коллективах. Все крупные дела, проводимые в школе, обязательно предполагают совместное участие как учителей, так и учеников.
По решению совета дружины и после обсуждения в пионерских классах началась перестройка структуры школьной пионерской организации. Пионерские отряды выводятся из классов и преобразуются в разновозрастные профильные пионерские отряды, во главе которых стоят вожатые-комсомольцы.
С 1989 года впервые стали проводиться общешкольные конференции, делегаты которых (работники школы, ученики, родители) принимали решения по самым важным общеобразовательным вопросам. В 1989 году на одной из таких конференций был избран Большой школьный совет, первый из которых состоял из 9 учителей, 17 учеников и 7 друзей школы, представителей общественности, которые оказывали большую помощь школе в укреплении материально-технической базы, в организации учебно-воспитательного процесса. БШС сыграл огромную роль в процессе демократизации всех сторон школьной жизни, в процессе перестройки учебно-воспитательного процесса.
Основными принципами организации методической работы в школе были дифференцированный подход к её организации и формирование нового педагогического мышления. Методическая работа велась в методобъединениях, группах, а также по параллелям.
В школе работали следующие проблемные группы: «Искусство общения», «Анализ урока и результаты своей деятельности», «Итеграционные уроки», «Методика организации КТД в классном коллективе», «Организация клубной работы», «Групповая работа на уроке», «Организация диалога». Были созданы методические объединения учителей русского языка и литературы, технического перевода, учителей начальных классов, а также микрометодобъединения по параллелям.
В 1989/90 учебном году решением общешкольной конференции сроком на 1 месяц была разрешена «свободная» форма. Один месяц перерос в десятилетия…
И новый эксперимент: выпускные экзамены в школе = вступительные в КГПИ им. В.И.Ленина. По итогам учебного года выпускники школы, поступающие на инфак Кировского пединститута, сдавали два выпускных экзамена в школе (английский язык и сочинение) как вступительные. В результате этого на инфак по эксперименту поступило 12 наших выпускников.
Эти и ряд других инноваций, развернувшихся в школе, привели к идее перевода школы в статус иного образовательного института – гимназии.

По материалам книги А.А. Галицких "Книжка с картинками"