Стратегии работы с текстом в современной школе

Стратегии работы с текстом. Том 1 Стратегии работы с текстом. Том 2


Стратегии работы с текстом в современной школе: учебно-методическое пособие / сост. Косолапова Т.К., Тупицына Н.А. - Москва-Киров, 2017. - в 2 т. Т.1 - 208 с. Т 2 - 216 с.

Учебно-методическое пособие издано на средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом поддержки гражданской активности в малых городах и сельских территориях «Перспектива».

Учебно-методическое пособие представляет результат инновационного поиска эффективности стратегий смыслового чтения и работы с текстом педагогами различных городов Приволжского федерального округа и прилежащих к нему территорий.

Обозначенные на межрегиональном форуме «Гуманитарные практики текстовой деятельности в условиях реализации ФГОС» направления и определили структуру двух частей данного пособия.

Книга будет полезна всем педагогам, так как через текстовую деятельность осуществляется объединение и взаимодействие учителей всех предметных областей.

Содержание

Том 1

Косолапова Т. К., Тупицына Н. А. Межрегиональный форум «Гуманитарные практики текстовой деятельности в условиях реализации ФГОС» как эффективная форма поиска подходов к обновлению содержания работы с текстом
ГЛАВА 1. ПРОЕКТИРОВАНИЕ АВТОРСКИХ ПРОГРАММ по РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЙ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТЫ С ТЕКСТОМ
Громова В. И., Сторожева Т. Ю. Формирование читательской грамотности на занятиях метапредметного курса «Основы смыслового чтения и работы с текстом» (по авторской программе)
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИИ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА ЭТАПАХ ПРЕДТЕКСТОВОЙ, ТЕКСТОВОЙ И ПОСЛЕТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТРАТЕГИИ РАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМИ ТЕКСТАМИ
- Творческая группа учителей МБОУ «СОШ с УИОП № 52» города Кирова
- Колбина О. В. Организация работы учащихся с несплошными текстами: таблица
- Ляпина Н. Е. Организация работы обучающихся с таблицами на уроке литературы
- Метелева С. А. Организация работы с несплошными текстами на уроках географии
- Новикова Е. В. Использование таблиц на уроках английского языка
- Петренко Н. Е. Организация работы с таблицами на уроках информатики
- Чернявская С. С. Применение несплошных текстов при решении нестандартных задач по математике
СТРАТЕГИИ РАБОТЫ СО СПЛОШНЫМИ ТЕКСТАМИ
- Грузнова Д. Л., Дружинина С. В., Назимова Л. Ю., Попова О. А. Смысловое чтение как метапредметный результат реализации системно-деятельностного подхода
- Зубарева Т. Г. Методы и приёмы работы с текстом в условиях реализации ФГОС
- Ивушкина Н. С. Изучающее чтение на уроках литературы: учимся понимать мир, стоящий за текстом
- Кабанова Н. А. Практика использования различных стратегий чтения и понимания художественного текста на уроке внеклассного чтения в 5 классе по сказке Т. А. Копаневой «Тайна добра, или Как не стать Бабой Ягой»
- Миронцова С. Б. Лабораторная работа на уроках литературы как средство формирования навыков самостоятельной работы с текстом
- Овченкова О. Ю. Из опыта педагогического прочтения произведений А. А. Лиханова
- Печенкина И. Л. Прием стилизации и его роль в формировании интереса к предмету и развитии творческих способностей учащихся
- Снигирева Л. Л. Стратегии осмысленного чтения на уроках литературы при интерпретации классических произведений
- Спицына В. И. Методика работы с текстом «Шесть вопросов – море ответов» как средство формирования читательской деятельности учащихся
- Творческая группа педагогов МБОУ «СОШ № 56» г. Кирова. Бушкова Л. С., Зайкова Н. И., Мировская Н. А., Перминова Н. С., Рычкова Е. А. Система работы по предтекстовой деятельности, направленной на осмысленное восприятие художественного текста
- Творческая группа педагогов МБОУ «СОШ № 5» г. Кирова. Галкина И. В., Исакова Ю. А., Лыткина Е. Н., Садакова Л. В., Слаутина Т. В., Фролова Т. Ю., Хардина И. В., Шиляева И. А. Эффективные приёмы овладения школьниками научными терминами и понятиями
ГЛАВА 3. ОСВОЕНИЕ НОВЫХ ИКТ-ПРАКТИК В РАБОТЕ С ТЕКСТОМ
- Гаранина М. Г. Метапредметный подход в работе с текстом: опыт создания электронного лингвокультуроведческого словаря
- Горев П. М., Колобова Н. Г., Сырцева Н. Н., Зобнина Н. С., Брагин О. С. Инфографика в учебном процессе общеобразовательной школы как инструмент визуализации при работе с несплошными текстами
- Дильман Е. В. Развитие читательской культуры учащихся на уроках литературы с использованием проекта «GlobalLab».

Том 2.

ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Галицких Е.О. Мастерская творческого письма «Живая азбука словесника»
- Московкина И.И. Пути совершенствования читательской грамотности в процессе работы с текстом
- Тинчурина Д.И. Реализация читательского проекта «Семейное чтение»
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИИ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА ЭТАПАХ ПРЕДТЕКСТОВОЙ, ТЕКСТОВОЙ И ПОСЛЕТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Творческая группа учителей МОАУ ЛИнТех № 28 г. Кирова: Глухих О.М., Губина Н.П., Казакова Л.В., Пикова М.В., Осокина Д.А., Чеснокова С.А. Формирование читательской, математической и естественнонаучной грамотности за счет приемов работы с несплошными текстами
- Творческая группа учителей МБОУ СОШ с УИОП № 48 г. Кирова: Огородникова Н.Н., Ефремова А.В., Патурова Г.Д., Гербст Ю.В., Фоминых Н.Е. Использование стратегий смыслового чтения в практике учителей-предметников
- Творческая группа учителей КОГОАУ КЭПЛ Работинская М.А., Вахрушева Г.А., Шулятьева Н.С., Некрасова А.В., Харюшина М.В. Рекомендации к применению: стратегии послетекстового чтения (учебный текст)
- Творческая группа учителей МКОУ гимназия города Слободского: Сергеева З.П., Емельянова И.В., Тарашнина С.В. Школа писателя
- Творческая группа учителей МБОУ гимназия города Кирово-Чепецка Кировской области: Широкова Н.В., Колодкина Л.Г., Драганская К.Н., Попыванова Е.В., Сорокина Ю.Б. Текст как рождение собственных мыслей
- Творческая группа учителей МБОУ СОШ № 45: Метелева О.А., Бояринцева А.А., Корнеева А.Ю., Смердова Н.Е. Техники смыслового чтения при изучении биографии писателя (на примере биографии Дж. Роулинг в форме игры по станциям).
ГЛАВА 3. АВТОРСКАЯ СИСТЕМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Булдакова Н.В. «Сильные» места текста
- Гущина Ю.А. Создание концепта как системы смыслов в ходе подготовки к написанию итогового выпускного сочинения в декабре
- Занько Л.В., Козина А.С. «Трудности перевода», или проблемы межкультурной коммуникации
- Зубарева Т.Г. «Учение с увлечением» в эвристическом лагере
- Козлов Д.Н. «Изучение традиций родного края на уроках литературного краеведения (по материалам Крестного хода и его изображения в «Губернских очерках» М.Е. Салтыкова-Щедрина)»
- Кузнецова Е.Н. Стратегии работы с текстом, связанным с изучением личности и творчества А.С. Пушкина
- Логинова И.А. Событийное образование. Интегративная образовательная экспедиция по Золотому кольцу России
- Одинцова Н.Н. Смысловое чтение на уроках литературы при изучении биографии писателя
- Пуртова О.И. «Ключевые слова» как эффективная стратегия реализации междисциплинарного курса Вятской гуманитарной гимназии «Язык текста»
- Сергеева В.Б. Жанровый ключ текстовой деятельности школьника в творческой мастерской (по «Инновационной технологии литературного образования»)
- Фурсова Н.В. Использование литературных текстов на уроках русского языка как средство формирования универсальных учебных действий в контексте ФГОС
- Шестакова М.Ю. Работа с несплошными текстами на уроках обществознания. Ментальные карты
- Шиляева А.И. Игра – квест – текст
ГЛАВА 4. СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА И СТРАТЕГИИ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ
- Гущина Ю.А., Огородникова Е.В. Стратегии работы с текстом на примере гуманитарной практики «Ситуационная задача»
- Копысова С.А. Ситуационная задача «Александровский сад: прошлое, настоящее и будущее»
- Косолапова Т.К., Огородникова Е.В. Ситуационная задача «Покажи мне твой город Киров»
- Макарова М.А. Ситуационная задача и оценка её решения (на примере ситуационной задачи «Она – виновница такого превращения!»)