Гуманитарные практики текстовой деятельности в условия реализации ФГОС

Читайте о Форуме "Гуманитарные практики текстовой деятельности в условиях реализации ФГОС" и его итогах по ссылке.

Издания Кировского регионального отделения АССУЛ

1) Занько Л. В. Опыты лингвостилистического сопоставительного (межъязыкового) анализа на уроках русской и зарубежной литературы. Учебно-методическое пособие. Часть 1. – Киров, 2014.

2) Занько Л. В. «Опыты лингвостилистического сопоставительного (межъязыкового) анализа на уроках русской и зарубежной литературы. В 2 ч. Ч. 2. Лингвостилистический анализ. Материалы для учащихся. – Киров, 2014

3) Инновационный поиск словесников: практики гуманитарного образования: учебно-методическое пособие / сост.: Е. О. Галицких, Т.К. Косолапова; науч. ред. Е. О. Галицких. - Киров: ООО «Издательство «Радуга-ПРЕСС», 2015. - 246 с

4) Кузнецова Е. Н. Над пушкинской строкой... Методические рекомендации и материалы по изучению творчества А. С. Пушкина – Киров, 2014. – 234 с.

5) Практики гуманитарного образования: проектирование – событийность – текст. Учебно-методическое пособие. – Киров, 2016.

6) Современный урок литературы. «Читаем. Думаем. Спорим». Учебно-методическое пособие. – Киров, 2016.

7) Стратегии работы с текстом в современной школе: учебно-методическое пособие / сост. Косолапова Т.К., Тупицына Н.А. - Москва-Киров, 2017. - в 2 т. Т.1 - 208 с. Т 2 - 216 с.

Об итогах фестиваля публичных уроков чтения в Год литературы читайте по ссылке
О Межрегиональном фестивале современного урока литературы "Читаем. Думаем. Спорим" читайте по ссылке.


ПОЛОЖЕНИЕ
О МЕЖРЕГИОНАЛЬНОМ ФОРУМЕ
«ГУМАНИТАРНЫЕ ПРАКТИКИ ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

1.   Общие положения
1.1.  Межрегиональный форум  «Гуманитарные практики текстовой деятельности в условиях реализации ФГОС» (далее – Форум) проводится Кировским региональным отделением «Ассоциации учителей литературы и русского языка» при поддержке «Ассоциации инновационных образовательных учреждений Кировской области», в сотрудничестве с МКОУ ДПО «Центр повышения квалификации и ресурсного обеспечения муниципальной системы образования» города Кирова и КОГОАУ «Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка».
1.2. Положение определяет условия и порядок проведения Форума, который организуется на средства президентского гранта.
2.   Цели и задачи Форума
2.1. Цели Форума:
- разработка и освоение педагогами новых практик текстовой деятельности для реализации целей и задач ФГОС в условиях поликультурного образовательного пространства;
- обобщение и трансляция инновационных идей педагогов по стратегиям предтекстовой, текстовой и послетекстовой деятельности для эффективного восприятия и переработки ими разнообразной текстовой информации в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
2.2. Задачи Форума:
- создать условия для организации и проведения межрегионального Форума педагогов, осваивающих инновационные практики текстовой деятельности;
- обобщить представленный на Форуме инновационный опыт педагогов в форме мастер-классов и статей в учебно-методическом комплекте.
3.   Участники Форума
Участниками Форума могут быть педагоги-словесники, а также педагоги любых предметных областей образовательных организаций всех типов на добровольной основе.
4.   Сроки и порядок проведения Форума
Форум проводится в три этапа:
- первый этап – подготовительный (октябрь – декабрь 2016 года).
В этот период в соответствии с утверждённым оргкомитетом графиком проводятся обучающие семинары на территориях субъектов, заявивших об участии. Для всех педагогов в декабре организуется вебинар по теме «Гуманитарные практики текстовой деятельности в условиях реализации ФГОС»;
- второй этап – основной, презентационный (январь 2017 года) включает в себя:
представление инновационных идей текстовой деятельности в форме мастер-классов участников территорий субъектов; представление индивидуальных авторских разработок и разработок творческих групп в форме статей участников территорий субъектов;
- третий этап – этап подведения итогов (февраль – март 2017 года) предусматривает издание учебно-методического комплекта; рассылку учебно-методического комплекта каждому участнику Форума; отражение итогов Форума в СМИ.

Все условия участия в Форуме здесь.

8.   Заявка на участие в Форуме
Заявка предоставляется в электронном виде по электронному адресу:  seminar@vhg.ru 

№ п/п Ф.И.О. участника, творческой группы Полное наименование ОО (по Уставу) Тема мастер-класса, статьи Контакты (телефон, электронный адрес)
         

Информация об организации и проведении Форума будет размещена на официальном сайте Вятской гуманитарной гимназии http://www.vhg.ru.

9.   Состав оргкомитета
- Елена Олеговна Галицких, профессор, д.п.н., зав. кафедрой русской и зарубежной литературы и методики обучения ВятГУ; 
- Татьяна Константиновна Косолапова, председатель  Кировского регионального отделения «Ассоциация учителей литературы и русского языка»;
- Лариса Александровна Унгемах, методист МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова;
- Наталья Александровна Тупицына, к.п.н., методист КОГОАУ «Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка»;
- Наталья Владимировна Маслак, руководитель предметного педагогического объединения учителей-словесников КОГОАУ «Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка»;
- Наталья Витальевна Широкова, зам. директора по УВР МБОУ гимназия №2 города Кирово-Чепецка;
- Зоя Петровна Сергеева, учитель русского языка и литературы МКОУ гимназия г. Слободского, руководитель окружного методического объединения учителей русского языка и литературы Северного образовательного округа.
10. Авторские права участников Фестиваля
12.1.Оргкомитет Форума обеспечивает соблюдение авторских прав участников в соответствии с российским законодательством об авторских правах.
12.2. Оргкомитет Форума вправе использовать предоставленные участниками материалы в некоммерческих целях.
12.3. Оргкомитет Форума вправе принять решение об отклонении материалов педагогического опыта к публикации.
13. Контактная информация
Адрес представителя организатора Форума:
610000, г. Киров, ул. Свободы, 76
Тел. (8332) 64-83-65, электронная почта seminar@vhg.ru
Контактные лица:
Косолапова Татьяна Константиновна, председатель Кировского регионального отделения «Ассоциации учителей литературы и русского языка», тел. 8 922 943 16 88
Тупицына Наталья Александровна, методист КОГОАУ «Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка», тел. 8 922 910 14 60
Унгемах Лариса Александровна, методист МКОУ ДПО ЦПКРО, тел. 8 922 919 56 59

9 ноября 2016 года в г.Глазов состоялся сетевой семинар «Текстовая деятельность в условиях реализации ФГОС». Семинар проводился творческой группой педагогов, реализующих президентский грант № 36/1/429-68 от 11/08/16 по теме «Гуманитарные практики текстовой деятельности в условиях реализации ФГОС» Унгемах Ларисой Александровной, методистом МКОУ ДПО ЦПКРО, и Маслак Натальей Владимировной, учителем русского языка и литературы Вятской гуманитарной гимназии.
Участниками семинара, который состоялся на базе Глазовского государственного педагогического института имени В.Г. Короленко, стали ученые, учителя школ Глазова и Ижевска, студенты института, всего 31 человек.
Для участников семинара была прочитана лекция «Организация представления идей инновационного опыта текстовой деятельности на площадках Форума» и состоялась презентация учебно-методического пособия "Практики гуманитарного образования: проектирование-событийность-текст". Для желающих принять участие в Форуме был организован круглый стол по вопросам участия в конкурсе учебно-методических разработок, по определению участников мастер-классов, состоялось обсуждение единого смыслового поля в едином контексте.
Выдержки из рефлексивных листов участников семинара.
Что нового Вы узнали о стратегии смыслового чтения и приемах работы с текстом?
- «Бортовой журнал», «Ромашка Блума», «Портфель читателя»; как обратить внимание ребенка к книге и пониманию текста; метапредметность; «книга замечательная!»; расширила представления о некоторых стратегиях и приемах; захотелось узнать еще больше. 
Интересен ли Вам представленный опыт?
- опыт очень интересен; хотелось бы узнать больше; «умницы!»; замечательна книга; обязательно прочту и буду использовать.

Председатель РО ООО «АССУЛ» Удмуртской республики Я.А. Чиговская-Назарова: «Вопросы, затронутые на семинаре, чрезвычайно интересны. Они дали толчок к размышлению, что современные образовательные технологии – обязательный компонент в профессиональной подготовке учителя. Презентация учебно-методического пособия вызвала у слушателей особый интерес, обогатила личную копилку методических приемов и методов интересными находками.
Семинар позволил открыть новые грани уже существующих вопросов, связанных с формированием профессиональной позиции для реализации ФГОС. Материалы, предлагаемые  для обсуждения, актуальны, полезны, заставляют мыслить, анализировать свою деятельность в сфере методики обучения русскому языку и литературе.
Такие встречи сообществ учителей разных регионов интересны, познавательны, конструктивны. Выражаем большую благодарность организаторам и лекторам».

1.jpg

22-23 ноября 2016 года на базе ГАОУ ДПО «Институт регионального развития Пензенской области и Центра гуманитарного образования состоялся очередной семинар «Текстовая деятельность в условиях реализации ФГОС», который подготовила и провела творческая группа педагогов, реализующих президентский грант «Гуманитарные практики текстовой деятельности в условиях реализации ФГОС».
Педагогов школ Пензы и Саранска (41 человек) познакомили с основными идеями опыта учителей КОГОАУ «Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка», представленными в учебно-методическом пособии  «Практики гуманитарного образования: проектирование – событийность – текст».
Галицких Елена Олеговна, доктор педагогических наук, профессор,  зав. кафедрой русской и зарубежной литературы ВятГУ, заслуженный учитель РФ, прочитала продвинутую лекцию «Чтение с увлечением: навигация в мире современной литературы».
Косолапова Татьяна Константиновна, методист КОГОАУ «Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка», председатель Кировского регионального отделения АССУЛ, Почетный работник общего образования РФ,  познакомила педагогов с междисциплинарной программой курса внеурочной деятельности «Язык текста» (5-9 класс).
В рамках семинара состоялся круглый стол по подготовке педагогов-словесников к работе на Форуме в едином смысловом поле и в едином контексте, а также по выдвижению инновационных идей текстовой деятельности и организации представления идей инновационного опыта текстовой деятельности на площадках Форума.

Федосеева О.Ф., ректор Института регионального развития Пензенской области: «Яркое представление опыта словесников Кировской области вызвало большой интерес учителей Пензенской области, о чем свидетельствовали выступления участников круглого стола, в рамках которого состоялся продуктивный разговор по актуальной проблематике поддержки и продвижения чтения в образовательных организациях».  

Из отзывов участников семинара.
Горячева Т.И.: «Узнала, как можно увлеченно и вдохновенно работать, используя литературные тексты. Открыла для себя новый опыт. Поняла, что «новое – это давно забытое старое». Спасибо!»
Катаева Г.М.: «Поняла, что никогда не надо останавливаться и идти только вперед. И читать, читать, читать!»
Стрелкина О.В.: «Я вдохновилась опытом коллег из Вятки. Огромное спасибо. Поняла, что надо сотрудничать, изучать опыт, что огромное количество книг просто необходимо прочитать в ближайшее время»
Дубовицкая Е.В.: «Спасибо за творческий энтузиазм, за полученный от вас заряд энергии. Захотелось творить. Желаю не останавливаться на достигнутом!»
Кривулина С.А.: «Взяла много нового и полезного. Больше спасибо за рекомендованный список литературы для чтения, за предложенные формы работы с текстом. Постараюсь в своей работе использовать!»

14 декабря в МБОУ «Урмарская средняя общеобразовательная школа имени Г.Е. Егорова» состоялся сетевой семинар «Текстовая деятельность в условиях реализации ФГОС». Семинар проводился творческой группой педагогов, реализующих президентский грант № 36/1/429-68 от 11/08/16 по теме «Гуманитарные практики текстовой деятельности в условиях реализации ФГОС», Косолаповой Татьяной Константиновной,  Швецовой Людмилой Викторовной и Тупицыной Натальей Александровной.
Участниками семинара стали 35 учителей русского языка и литературы, члены Чувашского регионального отделения «Ассоциация учителей русского языка и литературы» Чувашской Республики, а также методисты и представители «Чувашского республиканского института образования» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики.
С приветственным словом на открытии к участникам семинара обратились руководители региональных отделений «АССУЛ»  - Татьяна Константиновна Косолапова (Кировская область) и Валентина Михайловна Табакова (Чувашская Республика), которые рассказали о целях и задачах проведения семинара, итоговом мероприятии - Межрегиональном форуме, который состоится 25 января 2017 года в Вятской гуманитарной гимназии (г. Киров).
Для участников семинара Наталья Александровна Тупицына, методист гимназии, прочитала лекцию «Текстовая деятельность – основа реализации идей ФГОС», в которой презентовала учебно-методическое пособие «Практики гуманитарного образование: проектирование-событийность-текст», рассказала об опыте проектирования и основных направлениях реализации авторской междисциплинарной программы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» в образовательной деятельности гимназии.
Людмила Викторовна Швецова, зам.директора по воспитательной работе гимназии, рассказала о событийном подходе в проектировании тьюторской деятельности в гимназии: об образовательных событиях в гимназической жизни, которые направлены на создание авторских рефлексивных текстов гимназистов.
Круглый стол для педагогов-словесников, участников семинара,  помог увидеть проблемные точки в развитии филологического образования сегодня и сформулировать механизмы их решения, рассказать об инновационном опыте организации текстовой деятельности в различных образовательных учреждениях.
Рефлексивные отзывы участников семинара свидетельствуют о том, что образовательная встреча учителей-словесников двух регионов – Чувашской Республики и Кировской области – состоялась:
Мысль-вдохновение (идея, методическая находка встречи)
- «Весь семинар – вдохновение! Идей множество! Гуманитарные практики учителя-словесника  и стратегии смыслового чтения – «очень вкусно» подано! (А.Н. Петрякова)
- «Восторг от встречи с коллегами из Вятской гуманитарной гимназии, от вашей целеустремленности, от силы духа» (Л.Ф. Никифорова)
- «Ставлю перед собой задачу обобщить опыт отдельных образовательных организаций, реализующих инновационные программы» (В.А. Домрачева, специалист ИРО).
- «Грамотная подача непростого методического материала подкупает!» (Ф.И. Васильева).
Мысль-инновация (Какую идею необходимо реализовывать, на ваш взгляд, в своей образовательной организации?)
- «Практика «социального театра» очень актуальна сегодня. А ваши альманахи выпускников - дико интересно!» (А.Н. Петрякова)
- «Очень много новых идей зародила встреча. Это и музейные урока, и тематические выставки, и новые эффективные приемы работы с текстом» (Л.Ф. Никифорова)
- «Захотелось создать свою программу «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» (В.А. Домрачева).
- «Ваши идеи заразительны, будем равняться на вас!» (Т.В. Павлова)
- «Использование интерактивных форм и современных образовательных технологий позволяет выходить  сегодня за пределы школьного кабинета» (С.Б. Миронова)
Мысль-оценка (оцените эффективность семинара и высказанных идей в рамках круглого стола)
- «Сегодня произошло со-бытие для всех нас. Спасибо огромное!» (А.Н. Петрякова)
- «В восторге от вашего опыта работы, от ваших идей и результатов!» (Л.Ф. Никифорова)
- «Выражаю огромную сердечную благодарность за практико-ориентированное событие, за желание открыто и
профессионально делиться своим инновационным опытом» (В.А. Домрачева).
- «Обязательно реализую на практике идею публичных уроков русского языка и литературы, применю стратегии смыслового чтения. Спешу на уроки с вдохновением!» (Е.Ю. Осокина).
- «Приобретены новые знания и подведена теоретическая база к имеющимся практическим навыкам. Спасибо за ваш труд, энтузиазм, полезный дидактический материал и подаренные книги» (Ф.И. Васильева).
- «Восхищение вашим титаническим трудом, преданностью профессии педагога! Желаем творческих успехов и новых побед  вашему потрясающему коллективу гимназии, новых идей. Не сомневаюсь, что они у вас уже созрели!»  (Т.В. Павлова)
- «Семинар оказался плодотворным и интересным. Узнала много нового про эффективные приемы смыслового чтения. Спасибо за методическую литературу, она поможет реализовать полученные знания на практике! (Н.В. Ильина)
- «Горизонт знаний расширился. Были конкретные методические советы, которые захотелось применить на уроках уже завтра. Была и информация «на вырост», с которой ещё предстоит поработать. Спасибо, коллеги, за то, что образовательное событие состоялось!» (И.Г. Евсеева)
- «Технологии и практики гуманитарного образования помогут мне при подготовке к урокам литературы и работе с текстом» (С.Б. Миронова)
- «Спасибо коллегам из Кирова за вдохновение и профессионализм. Захотелось жить и творить!» (М.А. Якимова)

22 декабря 2016 г. состоялся всероссийский вебинар «Текстовая деятельность в условиях реализации ФГОС в современной школе», который провели педагоги Вятской гуманитарной гимназии Косолапова Татьяна Константиновна, председатель Кировского регионального отделения АССУЛ, методист, почетный работник общего образования РФ, Тупицына Наталья Александровна, методист, учитель русского языка и литературы, кандидат педагогических наук; Маслак Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы, руководитель предметного педагогического объединения учителей-словесников, Швецова Людмила Викторовна, заместитель директора по воспитательной работе, почетный работник общего образования РФ.
В вебинаре приняли участие около 120 педагогов из различных территорий РФ: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Улан-Удэ, Курск, Калуга, Тверь, Якутск, Омск, Ижевск, Глазов, Пенза: г. Киров и Кировская область (более 12 районов области и г. Слободской, Кирово-Чепецк). 

1.jpg 2.jpg

Педагоги-словесники и учителя других предметных областей, методисты, руководители образовательных организаций, студенты познакомились  с основой реализации идей ФГОС - текстовой деятельностью и опытом гимназии по реализации междисциплинарной программы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом». В ходе вебинара была раскрыта событийность в образовании как основа реализации системно-деятельностного подхода и представлены наиболее яркие примеры событийного образования ВГГ. Вебинар завершился обсуждением условий участия педагогов образовательных учреждений в Межрегиональном форуме, который состоится 25 января 2017 года в Вятской гуманитарной гимназии с углубленным изучением английского языка.
Содержание вебинара помогло педагогам определиться в векторе развития и сформировать  профессиональную позицию при реализации ФГОС. Участники онлайн-встречи проявили неподдельный интерес к представленным материалам, задали интересующие и уточняющие вопросы по теоретическому материалу вебинара, а также выразили готовность к дальнейшему сотрудничеству и развитию партнерских отношений.