Читаем. Думаем. Спорим

Читаем. Думаем. Спорим 09.11.2015

В 2014-2015 учебном году Кировское региональное отделение Ассоциации учителей литературы и русского языка в составе Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» (АССУЛ) начало реализацию президентского гранта на проведение цикла межрегиональных семинаров для учителей-словесников по теме «Современные подходы к организации процесса воспитания на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС».

В 2015 – 2016 учебном году планируется продолжить обучение педагогов-словесников в рамках вновь выигранного гранта - Межрегионального фестиваля современного урока литературы «Читаем. Думаем. Спорим».
Фестиваль проводится Кировским региональным отделением «Ассоциации учителей литературы и русского языка», при поддержке «Ассоциации инновационных образовательных учреждений Кировской области», в сотрудничестве с кафедрой русской и зарубежной литературы ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет» и КОГОАУ «Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка».
Целями Фестиваля являются:
- Обобщение и трансляция инновационного опыта словесников по проектированию современного урока литературы, соответствующего вызовам времени, а также развитие профессиональной компетентности педагога-словесника.
- Распространение инновационных идей в российском педагогическом сообществе для обновления подходов, форм и методов школьного литературного образования.
Фестиваль проводится в период с ноября 2015 г. по февраль 2016 г. в соответствии с утверждённым оргкомитетом графиком его проведения на территориях субъектов, заявивших об участии, или в Вятской гуманитарной гимназии. Участниками Фестиваля могут быть педагоги-словесники образовательных организаций любых типов на добровольной основе. Более подробно с Положением о Фестивале можно познакомиться на официальном на сайте гимназии в разделе "Ссылки".

10.jpg 12.jpg 11.jpg

6 ноября 2015 года состоялось открытие Межрегионального фестиваля современного урока литературы «Читаем. Думаем. Спорим». В открытии Фестиваля приняло участие более 150 учителей - словесников г. Кирова и Кировской области, а также г. Санкт-Петербурга, Глазова, Москвы, Перми.
Главным содержанием пленарного заседания стали выступления учёных в области современного филологического образования. Так, К.С. Лицарева, кандидат филологических наук, доцент, декан филологического факультета ВятГГУ выступила с докладом «Литература в контексте времени». Ксения Станиславовна раскрыла основные тенденции современного литературного процесса, такие, как: «медийный» характер литературы, отсутствие объективных навигаторов, направляющих читателя в мире литературы, «застойные и кризисные» явления в текстовой культуре и др.
Е.О. Галицких, профессор, доктор педагогических наук, зав. кафедрой русской и зарубежной литературы ВятГГУ, сформулировала признаки современного урока литературы, а именно: тесная связь тематики урока с жизнью, субъект-субъектные взаимоотношения Учителя и Ученика, использование современных образовательных технологий, интегративный характер урока. Елена Олеговна выделила «три кита времени урока»: мотивация, текст, результат, с которыми должен работать современный учитель-словесник.
Кроме того, участники пленарного заседания имели уникальную возможность услышать «сокровенного слова сиянье» из уст Н.И. Злыгостевой, кандидата философских наук, доцента Вятского социально-экономического института, и писателя В.Н. Крупина. А также насладиться поэтическими текстами в исполнении автора, поэта А.Г. Гребнева.

13.jpg 14.jpg 15.jpg

Вторая часть Открытия Фестиваля раскрывала различные формы творческой мастерской педагога. Участники Фестиваля познакомились с технологиями и практиками гуманитарного образования, которые они могут использовать при подготовке современного урока литературы.
- Мастерская ценностных ориентаций «Пятая заповедь…» (ведущая Е.О. Галицких);
- Публичный урок чтения «Как письма сохраняют время, опыт жизни и чувства» (ведущая У.А. Клабукова, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №14» г. Кирова);
- Мастер-класс «Литературная жизнь исторического сюжета» (ведущая О.Ю.Овченкова, к.п.н., доцент кафедры русского, удмуртского языков, литературы и методики их преподавания ГГПИ им.В.Г. Короленко);
- Публичный урок чтения «Книга, которую нужно прочесть каждому: Б. Васильев, «Вы чьё, старичьё?» (ведущая Н.В. Булдакова, учитель русского языка и литературы Вятской гуманитарной гимназии).

Кульминацией данного мероприятия стала дискуссия «Каким должен быть современный урок литературы», организованная Л.В. Швецовой, зам. директора по воспитательной работе, совместно с гимназистами 9, 11-х классов гимназии. В результате жаркой дискуссии сообщество учителей, школьников и гостей Фестиваля выразило единую позицию по некоторым спорным вопросам и «проблемным зонам» современного урока литературы:
- читать классику необходимо, её нельзя исключать из школьной программы, она формирует духовно-нравственные ценности взрослеющей личности;
- «электронная» книга - современная альтернатива «бумажной» книге. Главное, чтобы с этим текстом можно было работать на уроке»;
- при анализе классических произведений на уроке нужно искать те аспекты и вопросы, которые актуальны сегодня;
- современный урок литературы воспитывает активного читателя и «мыслящего чтеца»;
- использование интерактивных форм и современных технологий, позволяющих выходить за пределы аудитории, получать «живое знание», связанное с жизнью (интегративно-образовательные экспедиции, музыкальные, театральные и музейные уроки).

5.jpg 6.jpg 2.jpg

Т.К. Косолапова, председатель Кировского регионального отделения «АССУЛ», рассказала о предстоящих грантовых событиях, которые связаны с проведением Фестиваля современного урока литературы. Комментарий «Положения о Фестивале», определение дальнейших перспектив участия в Фестивале в очной и заочной формах, заполнение рефлексивных листов и вручение сертификатов участников стали заключительной точкой Дня открытия Фестиваля.
Благодарные отзывы участников открытия Фестиваля свидетельствуют о том, что образовательное событие состоялось.
- «Благодарим К.С. Лицареву за интересные и честные мысли о современном состоянии литературного процесса, Е.О. Галицких за энтузиазм и профессионализм, которым она заражает; В.Н. Крупина и А.Г. Гребнева за их творчество; оргкомитет за отличную организацию открытия Фестиваля и интересное содержание» (Е.А. Михайлова).
- «Благодарим Вятскую гуманитарную гимназию, организаторов Фестиваля, гимназистов за радушный приём, открытость, гостеприимство, учителей за новые идеи в преподавании литературы» (О.С. Шабалина).
- «Спасибо за праздник, который получился! Мы почувствовали, что нас здесь ждали, нам здесь рады. Спасибо гимназии за уважение к нам, учителям, и атмосферу со-творчества и со-трудничества» (Л.Г. Колодкина).
- «Всегда все события, на которые приглашает ВГГ, проходят для меня не только интересно, но и полезно, т.к. жадно впитываю в себя идеи, находки, методические приёмы, которые затем использую в своей работе. Такими находками для меня сегодня были: «живые картины», дискуссия, «100 форм для продвижения чтения», стихи А. Гребнева» (Н.Н. Огородникова).

1.jpg 7.jpg 4.jpg

- «Благодарим Н.В. Булдакову за удивительный мастер-класс по книге Б.Васильева «Вы чьё, старичьё?». Тронуло очень! Задумалась об отношении к родителям, детям. Нельзя быть равнодушным! Обязательно прочитаю эту книгу со своими учениками. В который раз прихожу в гимназию с удовольствием, надеюсь не в последний…» (Л.С. Кулятина).
- «Благодарим талантливого и молодого учителя У.А. Клабукову за интересные приёмы работы с текстами и грамотный подбор дидактического материала» (О.Д. Субботина).
- «Благодарю всех собравшихся на открытии Фестиваля за неравнодушное отношение к проблемам филологического образования сегодня» (О.И. Бузмакова).
- «Благодарим оргкомитет Фестиваля за тщательную подготовку мероприятия, мотивацию к «неспокойной и интересной» жизни, возможность «думать» и «спорить» (Е.Г. Шиляева).
- "Выражаем благодарность О.Ю. Овченковой за интересный мастер-класс "Литературная жизнь исторического сюжета". Буду реализовывать эти идеи в преподавании литературы" (В.Н. Смирнова)

Возврат к списку